Бесконтактные платежи: приложи телефон к турникету — и ты в метро!

before—>

Поездки в метро СПб с конца 2017 года можно оплачивать банковскими картами по технологиям PayPass и PayWave (бесконтактная оплата): прикладываете карту к турникету, тариф списывается, створки турникета открываются. Мы рассказываем о важных нюансах этой технологии. Не спешите применять, пока не прочитаете.

p, blockquote<dp>1,0,0,0,0—>

Как работает PayPass/PayWave в метро: краткая инструкция

h2<dp>1,0,0,0,0—>

Если объяснять в двух словах, то все очень просто:

p, blockquote<dp>2,0,0,0,0—>

— вы выбираете багажный турникет (то есть крайний справа или слева); — прикладываете карту (телефон, часы) с пейпассом к левой тумбе; — с карты списывается 45 рублей; — загорается зеленый сигнал, вы спокойно проходите к эскалатору.под

p, blockquote<dp>3,0,1,0,0—>

Как понять, что ваша карта подходит для прохода в метро? На ней должен быть вот такой значок:

p, blockquote<dp>4,0,0,0,0—>

paypass.jpg

p, blockquote<dp>5,0,0,0,0—>p, blockquote<dp>6,0,0,0,0—>

Важные нюансы бесконтактной оплаты в метро

h2<dp>2,0,0,0,0—>

Есть ряд моментов, о которых следует помнить, чтобы не попасть впросак:

p, blockquote<dp>7,1,0,0,0—>

1. Если после того, как загорелся зеленый сигнал, вы не прошли через турникет за шесть секунд, то его створки закроются обратно, а деньги не вернутся.

p, blockquote<dp>8,0,0,0,0—>

2. После оплаты включается тайм-аут на 1 минуту (кстати, раньше было 10 минут): в течение этого времени вы не можете провести оплату еще раз. Это надо помнить, если вы вдруг собрались заплатить за себя и за кого-нибудь еще или не смогли пройти через турникет за шесть секунд.

p, blockquote<dp>9,0,0,0,0—>p, blockquote<dp>10,0,0,0,0—>

4. Блокировка карты для оплаты в метро (заметьте – не блокировка вообще, то есть банком, а именно для метро) происходит в том случае, если с ее помощью была совершена поездка, но деньги (из-за их отсутствия или по другой причине) не списались. Да, так бывает. Что делать в этом случае? Выход один: вы должны войти в свой личный кабинет на сайте Петербургского метрополитена вот тут и с его помощью погасить задолженность за поездку. В течение 10 минут после погашения задолженности карта вернется в строй.

p, blockquote<dp>11,0,0,1,0—>

5. В личном кабинете также можно проследить историю своих поездок, которые были оплачены картой, и узнать причины отказа, если он был;

p, blockquote<dp>12,0,0,0,0—>

6. Вопросы по работе PayPass/PayWave в метро Петербурга вы можете задать по бесплатному телефону 8-800-100-19-60 в любой день с 10.00 по 19.00 (время указано петербургское).

p, blockquote<dp>13,0,0,0,0—>

Удачной поездки и на всякий случай помните, что самый оптимальный способ оплаты в метро Петербурга – карта «Подорожник». Мы о ней написали подробный материал.

p, blockquote<dp>14,0,0,0,0—> p, blockquote<dp>15,0,0,0,1—>

Иван Семенов

after—></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp></dp>Блог компании Билайн БизнесТелефон — это не только средство связи, но и личный идентификатор и счёт, которые всегда с собой. Логично, что с помощью мобильного телефона можно и нужно выполнять платежи — но до этого года технология относилась, скорее, к фантастике и светлому будущему, чем к реальному применению. Тем не менее, будущее уже здесь: у «Билайна» всё готово и протестировано для организации сервиса по оплате проезда и других массовых применений NFC. 1263d44d.jpg

Что это за технология?

NFC (Near Field Communication) – технология, обеспечивающая передачу информации на расстояниях до 4 см на частоте 13.56 МГц и максимальной скоростью в 424kbps. Ключевым элементом экосистемы являются бесконтактные карты, обеспечивающие хранение и обмен данными. Нужны также считывающие устройства (турникеты, «валидаторы»), осуществляющие авторизацию бесконтактных карт. Технология применяется для платежей, в автоматизированных системах учета и контроля доступа. Например, это безопасность на объектах (предприятия, учреждения, спортивные объекты и т.д.) и общественный транспорт. Оплата NFC-телефоном через банковский терминал

Где используется NFC?

Для проезда по транспортным картам в метро, городском наземном транспорте (сейчас используется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других), для оплаты товаров и услуг с помощью бесконтактных банковских карт платежных систем Visa и MasterCard. Оплата проезда NFC-телефоном

Как прикрутить NFC к телефону?

Мобильный телефон позволяет объединить в одном устройстве сервисы на основе NFC и возможность интерактивного взаимодействия. Тут и передача информации между мобильными телефонами, и карты лояльности, и информационные и рекламные сервисы на основе считывания информации с радиочастотных меток (RFID). Таким образом, мобильный телефон становится не только традиционным средством связи, но и универсальным платежным инструментом с дополнительными услугами. Можно использовать телефон, где NFC-модуль встроен на заводе, а можно применять дополнительные устройства, такие как NFC-стикеры и модули. Стикеры можно прикрепить к корпусу телефона. Стикеры бывают пассивные и активные. Пассивные не могут осуществлять обмен данными с мобильным телефоном и, следовательно, не дают возможности записи информации в NFC-устройство по каналам связи мобильного оператора (через SMS или через мобильный Интернет). Активные используют канал связи Wi-Fi или Bluetooth для связи с телефоном: это либо повышенное энергопотребление, либо необходимость подзарядки модуля отдельно. Общий недостаток внешних модулей — это вообще наличие крепления.Стикер разСтикер два NFC-модули устанавливаются внутрь мобильного телефона и делают его похожим на то, что могли бы собрать «на заводе».

Были пилотные проекты?

Да, в мире было инициировано большое количество пилотов с платежными и транспортными сервисами. В РФ с одной из таких инициатив выступил «Билайн», реализовав в июне-июле текущего года успешный проект NFC по проезду в петербургском метрополитене. Абонентам «Билайн» был предложен мобильный телефон со специальным приложением, укомплектованный NFC-модулем. Человек с таким устройством может купить любой транспортный билет из приложения. Оплата проездных билетов делается прямо с мобильного счёта абонента. Чтобы воспользоваться билетом, достаточно приложить мобильный телефон к турникету в метро как обычную карту.

А где сам модуль?

NFC-модуль встраивается в телефон. Он не требует замены SIM-карты. Установить можно почти во все современные модели телефонов и ряд моделей прошлых 5 лет выпуска. Это решение будет использоваться до тех пор, пока на рынке не появятся давно ожидаемые телефоны со встроенными ещё на заводе NFC-модулями.

NFC-модуль Конструктивно модуль выполнен в эластичном корпусе толщиной в несколько миллиметров и размером 2 на 3 сантиметра. На периметре модуля расположена антенна. От корпуса идет гибкий шлейф с контактной площадкой в форме SIM-карты. Толщина корпуса и контактных элементов позволяют легко поместить модуль внутрь телефона непосредственно под крышку корпуса. SIM-карта совмещается с контактной площадкой модуля, имеющей многоразовую клеевую основу, и помещается на контактные площадки SIM в телефоне. Проще говоря, модуль кладётся на аккумулятор, а его контактная площадка вставляется в холдер вместе с симкой. Всё это закрывается крышкой телефона. На текущий момент разработано 4 типа модулей, и пока основное препятствие для установки — это не «железо» телефона, а, скорее, отсутствие пластиковой крышки. В модуле есть микропроцессор, который обеспечивает надежное хранение сервисных приложений, криптографическую защиту и поддерживает три основных канала связи 1) NFC для бесконтактных транзакций 2) Информационный поток с TSM (Trusted Service Manager) через сеть мобильного оператора 3) Обмен данными с пользователем через пользовательский интерфейс – мобильное приложение телефона. Сервисные приложения – программные модули (платежные, транспортные, карт лояльности и другие) хранятся в элементе безопасности, защищенные ключами от несанкционированного доступа.

Как это работает?

Пользователь через меню мобильного телефона выбирает каким приложением ему воспользоваться, оплачивая ту и или иную услугу. Например, чтобы проехать на метро, через меню выбираем необходимое нам число поездок и нажимаем «оплатить». Сразу после этого мобильный телефон, а, точнее, модуль отправляет запрос в TSM на покупку, формирует билет, производит списание денежных средств и отправляет электронный билет обратно в модуль для обновления информации в транспортном приложении. Транспортное приложение эмулирует Mifare, стандарт используемый в транспортных бесконтактных билетах. Турникет «видит» обычную карту метро аналогичную купленной в кассе, то есть его совершенно никак не нужно переделывать. TSM – аппаратно-программный комплекс, реализующий функции управления сервисными приложениями, пользователями услуг, управлением программным обеспечением модуля (и элемента безопасности), ключами шифрования и т.д. Обмен данными модуля и TSM реализуется через мобильный телефон и традиционные каналы связи SMS или IP. С точки зрения телефона работа модуля — это сервисная активность SIM-карты.

Как покупать пирожок в 2020 году?

После тестов стало понятно, что технология просто отличная. Понятно, что начнём, скорее всего, именно с проезда, но я уже вижу как смогу заходить в фаст-фуд, выбирать еду прямо на телефоне, прикладывать его к терминалу и получать свой поднос, как люди смогут использовать телефон вместо ключей и даже вместо кошелька.UPD. Вопрос про безопасность повторился уже несколько раз. Информация о выпущенном билете хранится в системе метро и связана с уникальным номером модуля (аналогичный SIM).UPD 2. Ещё раз про работу модуля на пальцах: сначала у вас есть просто телефон. Потом вы апгрейдите его с помощью модуля, который вставляется под корпус и коннектится с SIM-картой. Затем покупаете, например, 20 поездок с помощью приложения. Для вас генерится билет в системе метро и привязывается к идентификатору вашего модуля, параметры этого билета передаются в приложение и записываются в модуль. Та часть модуля, которая эмулирует карту метро, теперь выступает в роли этой самой карты, вставленной под корпус. Если телефон сядет, она продолжит работать. Если модуль вынуть из телефона, можно проходить просто по нему (но нельзя будет купить новый билет). Вся прелесть метода именно в возможности «прошивать» модуль новыми картами, покупая их через приложение и списывая средства за такие покупки с мобильного счёта. Принципиально такой модуль может быть не только «картой метро под корпусом», но и «чипованной» кредитной картой со всеми возможностями и такой же высокой защитой. Пресс-релизы 02 сентября 2019, 12:39

С 1 сентября по 31 декабря 2019 года держатели Единой карты петербуржца смогут ездить в метрополитене Санкт-Петербурга со скидкой в размере 15 рублей, а держатели других бесконтактных карт «Мир» — со скидкой 10 рублей*. Таким образом, до конца года при оплате проезда бесконтактной картой «Мир» любого банка стоимость проезда составит 35 рублей, при оплате проезда бесконтактной Единой картой петербуржца — 30 рублей.

Чтобы воспользоваться скидкой, достаточно на несколько секунд приложить бесконтактную карту «Мир» к специальным считывающим устройствам на первом и последнем турникетах всех станций, отмеченных стикером бесконтактной оплаты банковскими картами. Сразу после оплаты с карты будет списана стоимость разовой поездки уже с учетом скидки.

Банком, обеспечивающим прием банковских карт в Петербургском метрополитене, является банк «Санкт-Петербург».

«Общественный транспорт является одной из самых популярных категорий при оплате картами «Мир» как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. С каждым месяцем петербуржцы все более активно оплачивают проезд национальными платежными картами, поэтому мы постоянно стараемся расширять возможности выгодной оплаты картой «Мир» на транспорте. Значительную роль в этом играет и растущая популярность Единой карты петербуржца – одного из наиболее технологически продвинутых продуктов на базе платежной системы «Мир». По нашим данным, с начала года количество межбанковских операций по картам «Мир» на городском транспорте Санкт-Петербурга выросло в 1,5 раза», — отмечает Максим Лазырин, коммерческий директор платежной системы «Мир».

По всем вопросам обслуживания карты «Мир» необходимо обращаться в банк, выпустивший карту.

*По сравнению со стоимостью разовой поездки при оплате банковскими картами других платежных систем на турникетах метрополитена Санкт-Петербурга или стоимостью жетона на одну поездку.

Можно ли платить системой Apple Pay в метро? Да, наконец, такая возможность появилась! Согласно статистике, московский метрополитен перевозит более восьми миллионов пассажиров в день. И, опять же согласно статистике, все больше пользователей электронной продукции отдают предпочтение товарам компании Эппл. Поэтому оплата проезда в метро с помощью NFC технологии и своего IPhone действительно необходимая вещь.

Какие гаджеты подходят для оплаты метро с  Apple Pay

Хотите оплатить свою поездку с помощью смартфона? Убедитесь, что в нем есть поддержка технологии NFC. Это:

  • IPhone 6/6 Plus, IPhone 6s/6s Plus
  • IPhone SE
  • IPhone 7/7 Plus

IPhone 5, IPhone 5C и IPhone 5S платежное приложение поддерживают, но поскольку в этих телефонах нет NFC модуля, платить за проезд с помощью них можно лишь в комплекте с часами Apple Watch.

Сами по себе смарт-часы позволят вам совершить оплату только в случае, если они сопряжены с IPhone 5 или моделью этого бренда, которая появилась позднее. Вот модели, которыми Вы сможете воспользоваться:

  • Watch
  • Watch Series 1
  • Watch Series 2

Как оплатить поездку в метро с Apple Pay в Москве

Оплатить Вашу поездку с поддержкой Apple Pay получится и прямо у турникета, и в кассе или в специальных автоматах.

Apple Pay в метро Москвы: что делать, как прикладывать:

  1. Прежде чем подойдете к турникету, достаньте Ваш смартфон, подготовив его к оплате.
  2. Разблокируйте его, два раза нажав кнопку «HOME».
  3. Появился интерфейс платежного приложения. Еще раз коснитесь кнопки «HOME», чтобы отсканировать отпечаток пальца.
  4. Поднесите смартфон к турникету. Дождитесь звукового оповещения, которое подскажет вам, что платеж прошел успешно.

Оплата с Apple Watch

  1. Два раза нажмите кнопку сбоку устройства и поверните Ваши смарт-часы дисплеем к турникету.
  2. Дождитесь звукового оповещения об отправке платежа.

Приятной новостью для поклонников Apple Pay в Москве стал то факт, что, несмотря на повышение цен на проезд с 1 января этого года (2017), для них будет действовать скидка в 20% на оплату общественного транспорта. Таким образом одна поездка в метро для москвича теперь обойдется в 40 рублей вместо 55, разумеется, только если оплата была произведена при помощи платежной системы.

Оплата Apple Pay в метро Санкт-Петербурга

Жители северной столицы так же могут воспользоваться сервисом Apple Pay при оплате поездок в метро. Оплата осуществляется по аналогии с Москвой, с использованием тех же гаджетов.

Работает ли Apple Pay в метро других городов

В настоящее время оплатить поездку в метро с поддержкой Apple Pay пока получится только в двух городах России: в столице и в Санкт-Петербурге. В ближайшем будущем  планируется запуск подобной оплаты в метро Екатеринбурга и Новосибирска, а затем и в других российских городах.

Оплата Apple Pay в метрополитене мировых столиц

Уже достаточно долго существует возможность оплаты с Apple Pay проезда на метро в мировых столицах: Нью-Йорке, Париже, Лондоне. Более того, для лондонцев, которые оплачивают метро системой бесконтактных платежей, проезд бесплатный, если общая сумма поездок в день не превышает 28 фунтов.

Город

27.01.2015 19:07Печать

На всех станциях петербургского метро заработали устройства для оплаты проезда банковскими картами бесконтактным способом. Метрополитен таким способом рассчитывает снизить число пользователей жетонами. «Фонтанке» осталось неясным, кто будет пользоваться услугой. У банка ВТБ24 нет ни одной карты с бесконтактной системой оплаты, а у Сбербанка их доля не достигает и одного процента. Банк «Санкт-Петербург» вложил в установки около 4 млн рублей (по предварительным оценкам, заработает с них не более 420 тыс. рублей за год).

Поделиться

На всех станциях петербургского метро заработали устройства для оплаты проезда банковскими картами бесконтактным способом. Метрополитен таким способом рассчитывает снизить число пользователей жетонами. «Фонтанке» осталось неясным, кто будет пользоваться услугой. Банк «Санкт-Петербург» вложил в установки около 4 млн рублей (по предварительным оценкам, заработает с них не более 420 тыс. рублей за год). У банка ВТБ24 нет ни одной карты с бесконтактной системой оплаты, а у Сбербанка их доля не достигает и одного процента.

Сергей Михайличенко

В метро Петербурга завершили установку терминалов, позволяющих оплачивать проезд банковской картой бесконтактным способом. Как заявил 27 января начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин на презентации нового способа оплаты, терминалы установлены на одном из турникетов каждой из 72 станций. До конца 2015 года количество терминалов предполагается увеличить до 650 штук, уточнил Павел Филимоненок, заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург», который занимается этим проектом.

Оплачивать проезд, приложив карту к кругу на турникете, можно будет с помощью карточек, в конструкции которых предусмотрено специальное приложение. У каждой платежной системы карты с таким приложением называются по-разному. Например, Mastercard PayPass, Visa payWave, American Express ExpressPay. Все они работают на группе стандартов Международной электротехнической комиссии и Международной организации по стандартизации ISO/IEC 14443, передают сигнал на частоте 13,56 МГц и действуют в радиусе 10 см. Одновременно эти карты имеют чип, с помощью которого товары и услуги можно оплачивать обычным способом, вставляя карту в терминал.

По убеждению начальника метрополитена, возглавляемое им предприятие «всегда было в авангарде научного прогресса». «В 90-е годы мы первые начали вводить бесконтактные смарт-карты взамен обычных магнитных карт. Около 5 – 10 лет назад единственным средством повысить степень удобства пользования метрополитеном было создание дополнительных кассовых окон в вестибюлях, а сейчас мы вышли на уровень современных технологий. Так что мы — за этот проект обеими руками, тем более что наших пассажиров отличает от пользователей метрополитена других городов любовь к одноразовым поездкам. Около 30% пассажиров пользуются жетонами. У всех в то же время есть банковские карты, которыми теперь можно оплачивать проезд бесконтактным способом», — сказал он.

Глава комитета по транспорту Александр Воробьев заявил, что правительство Петербурга к чемпионату мира по футболу 2018 года намерено оснастить такими терминалами общественный транспорт, причем не только относящийся к городским государственным предприятиям (автобусы «Пассажиравтотранса», троллейбусы и трамваи «Горэлектротранса»), но также и автобусы, и маршрутки частных предприятий (ПТК, «Третий парк», «Питеравто», «Такси-2» и другие).

По данным Петростата, за 11 месяцев 2014 года Петербургский метрополитен перевез 692,4 млн пассажиров (на 1,4% меньше, чем за январь – ноябрь 2013 года). Средний пассажиропоток в месяц составляет около 62,9 млн человек, или 2 млн человек в сутки. Получается, что жетонами ежесуточно пользуются около 666 тысяч человек. Появление новых терминалов может снизить спрос на жетоны. Это, памятуя о проблемах с жетонами в декабре минувшего года, для подземки одна из задач.

Как рассказал «Фонтанке» операционный директор платежной системы Mastercard в России Андрей Тарусов, схема взаиморасчетов при оплате бесконтактным способом будет аналогична схеме расчетов при использовании банковских карт в обычных платежных терминалах. Например, говорит он, если оплатить проезд картой какого-либо банка, «Санкт-Петербург» получит 31 рубль за вычетом комиссии банка-эмитента (обычно она составляет около 1%), после чего «Санкт-Петербург» направит полученные деньги в метрополитен, за вычетом уже своей комиссии, которая составляет 2%. Согласно контракту между банком и метрополитеном, общий доход «Санкт-Петербурга» со своих комиссий не может превысить 422 тысячи 960 рублей в год.

Метрополитен с этой схемы не почувствует снижения доходов, считает Тарусов. «За счет новой системы оплаты метрополитен может сэкономить на жетонах, их транспортировке и так далее», — сказал он. В то же время, по словам Гарюгина, вряд ли нововведение позволит снизить расходы на инкассацию наличных денег. «Инкассация останется. Но она у нас и так не очень дорогая», — отметил он.

Отдельного внимания заслуживает факт: карт с возможностью бесконтактным способом оплачивать товары и услуги в Петербурге в ходу не так и много. Например, у банка «Санкт-Петербург», по словам Павла Филимоненка, в обращении находится 1 млн пластиковых карт, среди которых лишь 300 тыс. имеют такую технологию (90% из них приходятся на Mastercard PayPass, 10% — на Visa payWave). У жителей Петербурга 1,3 млн пластиковых карт банка ВТБ24, сообщили «Фонтанке» в кредитной организации, однако ни одна из них не имеет этой технологии. Более того, в банке ее даже не планируют внедрять в ближайшее время, используя ее лишь в эквайринговом бизнесе.

Большая доля карт с технологией PayPass приходится на пластиковые карточки Райффайзенбанка. По состоянию на 30 ноября 2014 года, все карты банка системы Mastercard оснащены технологией, сообщили в банке. Однако всего в банке не так много карточек — на всем Северо-Западе 260 тысяч.

Северо-Западный Сбербанк по состоянию на 1 декабря 2014 года имеет в обращении 7,4 млн пластиковых карт в округе. При этом доля бесконтактных карт «минимальна и не превышает 1%». «В целом по рынку мы оцениваем проникновение карт с возможностью бесконтактной оплаты у населения не более чем на 3% от общего числа эмитированных карт в Петербурге», — сказали в банке.

С учетом такой печальной статистики не очень понятно, кто будет пользоваться новой услугой. Вероятно, своего клиента она все же найдет, однако она даже не предполагает системы скидок, как, например, это устроено при использовании «подорожника»: стоимость поездки (31 рубль) постепенно сокращается после каждых 20 поездок, совершенных в течение одного месяца, до 26 рублей (с 41-й поездки).

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

72683a7e053bfeea26ec5fb1a89ee2040d623fec_1000_722.jpg
Фото: Сергей Михайличенко
1666154cc5efa7ceef1518b2776eab1f063c8338_1000_667.jpg
Фото: Сергей Михайличенко
68c4171446dafb1e87cb0cce239dc98002c6082f_1000_667.jpg
Фото: Сергей Михайличенко
ba1b1529c33a093acb5f9b88d54b018a073fd04f_1000_667.jpg
Фото: Сергей Михайличенко
8a653ce77b8bb068c76ffb006e11983f01ba12df_1000_667.jpg
Фото: Сергей Михайличенко

Поделиться

Используемые источники:

  • https://spb-gid.ru/transport/metro/paypass-v-metro-peterburga-chto-nado-znat/
  • https://m.habr.com/ru/post/128564
  • https://mironline.ru/press-center/press-releases/02-09-2019-ekonomit-do-15-rubley-na-kazhdoy-poezdke-v-metro-sankt-peterburga-smo/
  • https://applepayd.ru/oplata-metro/
  • https://www.fontanka.ru/2015/01/27/129/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий